Домой Мода Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз...

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

19
0

Героиня сказки Льюиса Кэрролла послужила источником вдохновения для множества дизайнеров

Белый кролик. Карманные часы. Безумное чаепитие. Улыбающийся чеширский кот. Перекрашенные розы и пироги с вареньем, колода карт и фламинго. И конечно, голубое платье и лента для волос. Даже без упоминания автора или названия книги вы наверняка сразу же догадаетесь, о чем речь. Эти персонажи и визуальные образы настолько узнаваемы, что считываются моментально.

С момента выхода «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла (настоящее имя писателя — Чарльз Доджсон) в 1865 году главная героиня сказки — любопытная, прагматичная, порой раздражительная маленькая девочка — превратилась в один из самых необычных литературных символов и визуальных икон. Она стала героиней множества мультфильмов, кинолент, модных съемок и сюрреалистичных картин. Ее узнаваемый образ не раз был запечатлен в виде иллюстраций: от оригинальных графичных рисунков Джона Тенниела до абстрактных и меланхоличных зарисовок Туве Янссон, которые сопровождали шведское издание книги 1966 года.

Алиса на «Безумном чаепитии», иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес», 1865

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Благодаря новой выставке в лондонском музее Виктории и Альберта Alice: Curiouser and Curiouser Алиса из Страны чудес вновь оказывается в центре нашего внимания. Посредством эффектных декораций, VR-технологий и многочисленных экспонатов — от рукописных манускриптов до сценических костюмов — выставка подробно описывает историю появления персонажа, ее перевоплощения в различных источниках и культурное влияние за последние 156 лет. По следам Алисы прошло не одно поколение. Исследуемый ею загадочный мир, в котором живут безумные шляпники, пристрастные к кальяну гусеницы и мстительная Червонная Королева, стал полноценным культурным феноменом и распространился далеко за пределы книги.

18 модных выставок, которые вы обязаны посетить в этом году (и как сделать это, не выходя из дома)

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Знаменитое голубое платье

Наследие Алисы обрело жизнь в самых разных областях искусства и поп-культуры, и конечно, не могло обойти стороной индустрию моды. На выставке представлено несколько ключевых работ таких дизайнеров, как Iris van Herpen, Viktor & Rolf и Vivienne Westwood. В 2015 году Вествуд даже стала автором обложки нового издания книги Кэрролла, отметив в предисловии ее неординарность и отрицание авторитета взрослых. Впрочем, это далеко не полный список дизайнеров, которые вдохновлялись сказочным миром Кэрролла. Страна чудес оказалась плодотворной почвой для творческих эскапад модных деятелей, а они, в свою очередь, сформировали наше представление об Алисе и других персонажах книги.

Iris van Herpen на выставке Alice: Curiouser and Curiouser в музее Виктории и Альберта

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Теперь когда мы думаем о маленькой девочке, которая то растет, то уменьшается в размерах, и неизменно оказывается в «чудесатых» ситуациях, то представляем ее в голубом платье и с фирменным ободком на голове. Эти элементы образа стали такими же узнаваемыми, как клетчатый сарафан Дороти и красные туфельки из «Волшебника страны Оз» (1939) или красная шапочка героини одноименной сказки Шарля Перро. При том, что в первой официальной версии книги, вышедшей с цветными иллюстрациями, ее платье было желтым.

Несмотря на прочие цветовые интерпретации наряда Алисы конца Викторианской эпохи, окончательно образ этого персонажа закрепился в массовом сознании после выхода диснеевского мультфильма 1951 года: копна светлых волос, то самое голубое платье и черные туфельки. В основу легли зарисовки художницы Мэри Блэр с отсылками к оригинальным иллюстрациям Тенниела, но переиначенные на новый, более современный лад. К тому моменту такой оттенок голубого уже был известен как Alice Blue — задолго до выхода мультфильма его ввела в обиход Элис Рузвельт Лонгворт, писательница и старшая дочь 26-го президента США Теодора Рузвельта. Силуэт платья с его пышной юбкой и узкой талией — отсылка к послевоенному New Look Кристиана Диора.

Джон Гальяно (Червонная королева), Алексис Роше (Король) и Наталья Водянова (Алиса) в Vogue US, декабрь 2003

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Этим платьем на протяжении десятилетий вдохновлялось множество дизайнеров и фотографов. Достаточно вспомнить знаменитую съемку Энни Лейбовиц для американского Vogue 2003 года, где Наталья Водянова в роли Алисы примеряет несколько голубых нарядов, сшитых специально для нее. На каждом снимке главная героиня появляется в компании того или иного дизайнера, переодетого в персонажа книги или ее сиквела 1871 года. Основатели Viktor & Rolf Виктор Хорстинг и Рольф Сноерен перевоплотились в близнецов Траляля и Труляля. Джон Гальяно — в Червонную королеву. Тому Форду досталась роль Белого кролика, а Стивену Джонсу — конечно, Безумного Шляпника. Бывший креативный директор американского Vogue Грейс Коддингтон вспоминала, что это была «утомительная, веселая» и вместе с тем «волшебная» съемка. Наталье Водяновой удалось объединить в своей героине детскую невинность и мрачное чувство юмора, став идеальным воплощением Алисы наших дней.

Наталья Водянова (Алиса), Стивен Джонс (Безумный Шляпник) и Кристиан Лакруа в Vogue US, декабрь 2003

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Позднее собственную версию «Алисы в Стране чудес» представил Тим Уолкер для календаря Pirelli 2018 года. Фотограф, известный своей любовью к эксцентричным персонажам, сказочным сюжетам и драматичным декорациям, создал собственный мир и по-новому интерпретировал классическую историю. Состав участников съемки был полностью «темнокожим»: роль Алисы досталась Даки Тот, которую одели в нежно-голубое мини-платье и туфли на огромных платформах, а суперзвезда дрэга Ру Пол сыграл Червонную королеву.

Почему всем так нравится Алиса?

Снимки Лейбовиц и Уолкера наглядно демонстрируют любовь мира моды к Алисе. Они забавные, причудливые и фантазийные. Эти работы позволяют зрителю погрузиться в выдуманный мир, населенный знакомыми с детства персонажами и сценариями. История Кэррола дает простор для интерпретаций: в зависимости от точки зрения автора она может быть легкой и воздушной или, напротив, мрачной и нервирующей. Но в обоих случаях визуальное изображение имеет под собой идею абсурда. Конечно, нас привлекает вся нелепость этой Страны чудес. Мир, где бессмыслица и перевоплощения (что, к слову, является одной из функций одежды) — в порядке вещей.

Вряд ли найдется хоть один дизайнер, фотограф или стилист, который ни разу не использовал в своих работах отсылки к кроличьей норе или Зазеркалью, будь то Миучча Прада и ее любовь к ободкам для волос, визуальная эстетика Alice Temperley или коллекция футболок Comme Des Garçons с принтами в виде кастомизированных иллюстраций Тенниела. 

Для многих из них Алиса также олицетворяет всю силу детского воображения. Те, кто работает в индустрии моды, нередко используют его потенциал, представляя себя ребенком, который наряжает любимых кукол или погружается в собственный выдуманный мир, полный нелепостей и фантазийных образов. Да и мы возвращаемся в него каждый раз, когда вспоминаем об Алисе.

Prada весна-лето 2019

Как и почему «Алиса в Стране чудес» стала одной из главных муз мира моды

Выставка Alice: Curiouser and Curiouser пройдет в музее Виктории и Альберта до 31 декабря 2021 года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь