«Меня часто просят предсказать будущее, но я-то хочу предотвратить его», – говорил Рэй Брэдбери. Сегодня 100 лет со дня рождения великого фантаста.
Как-то в одном из интервью Рэй Брэдбери сказал, что «написал однажды страшную сказку, а она взяла и обернулась реальным кошмаром». Все технические новшества, появление которых он сам предсказал, вызывали у него панику. Штуки вроде iPhon или телевизора он называл кучей глупостей, которые отвлекают людей от действительно больших целей.
Но как бы то ни было, в своих книгах он предвосхитил появление многих технологий. Например, он описал миниатюрные радиоприемники, которые вставляются в уши. Их носили герои романа «451 градус по Фаренгейту».
«В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега ее бодрствующего мозга».
Новая модель беспроводных наушников AirPods
Кстати, первые современные устройства, напоминающие фантазии Брэдбери, появились лишь через 26 лет после выхода романа, который увидел свет в 1953 году. А сейчас уже разработаны наушники, которые все больше похожи на те самые «ракушки» из книги фантаста.
Телевизоры с плоским экраном – это тоже из романа Брэдбери. Члены футуристического общества, описанного в «451 градусе по Фаренгейту», столь же сильно одержимы страстью к материальным благам, как и многие современные люди. В частности, в романе с иронией описывается любовь героев к плоским телевизорам размером во всю стену.
«И будет еще интереснее, когда у нас будет четвертая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам еще нужно будет копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?»
Личная сinemania: как организовать и оформить домашний кинотеатр
В этой же фантастической антиутопии Брэдбери описывает, как с помощью суперсовременных телевизоров герои произведения общаются друг с другом на расстоянии.
«Склепы тускло освещает отблеск телевизионных экранов, и люди сидят перед экранами, точно мертвецы; серые или разноцветные отсветы скользят по их лицам, но никогда не задевают душу».
Чем это не нынешние социальные сети и так нелюбимый Брэдбери интернет?
А еще фантаст предугадал появление сотовой связи. В рассказе «Убийца» психиатр носит на запястье часы, способные позвонить.
«Психиатр, что-то мурлыча себе под нос, надел новый радиобраслет, щелкнул селектором, поговорил минуту».
Все эти гаджеты мешают нам жить, они отбирают наше время – сетовал фантаст. В пугающем мире будущего Брэдбери есть и виртуальная реальность, которая стала частью нашей повседневной жизни, чего так боялся писатель. Он был уверен, что это совершенно не то, что может принести человеку счастье.
Кадр из сериала «Марсианские хроники»
Фальшивое технологическое счастье, которое человечество стремится получить во что бы то ни стало, для Брэдбери – символ разрушения человеческой души. Но разве мог он предотвратить будущее? Он открыл человечеству глаза, а уж как распорядиться этим знанием, каждый решает по-своему. Но итог может быть как в конце «Марсианских хроник». Там земная семья прилетает на Марс, потому что Земля разрушена, и там больше невозможно жить. Люди смотрятся в воду и видят там марсиан. Все начинается по новой. Что получится – мы не знаем. Но это люди, которые бежали от цивилизации, запрещавшей им быть людьми.
Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу, как говорят в таких случаях. Продвинутые технологии и электронные устройства увеличивают число людей, особенно юных, со слабым здоровьем.