Содержание
Татары и башкиры крайне почитают этот замечательный праздник, и с тюркских языков он переводится как «праздник плуга», относясь, как становится понятно из названия, к группе аграрно-календарных торжеств.
Примечательно, что «туй» означает еще и «свадьбу», то есть, по сути, в этот день «женят» плуг и землю-матушку, ожидая затем приплода в виде богатого урожая.
У других народов тюркской группы, в частности, у марийцев, чувашей, удмуртов и мордвы, а также у кавказских ногайцев и балкарцев, казахов этот праздник немного видоизменился, и наименование его тоже звучит слегка по-другому (Акатуй, Агапайрем, Балтай, Гербер, Сабанта и др.).
Кстати, даже в середине самой татарской, а также башкирской группы, разные этносы имеют свои собственные традиции отмечания этого веселого праздника.
Причем он настолько полюбился простым людям, что постепенно наградил и языки соседей этих народностей словом «сабантуй», которое стало нарицательным и теперь повсеместно означает практически любое застолье.
Значение Сабантуя от древности до наших дней
[ads_middle_center]
Когда этот праздник начали отмечать, сейчас никто уже не скажет – его корни ходят в седую древность, и изначально его суть была в задабривании духов плодородия, которые могли одарить хорошим урожаем, а могли и наслать голод. Первые письменные упоминания о нем появились еще в 10 в.н.э. путешественниками по землям булгар.
Сейчас же этот праздник не растягивается на несколько месяцев, как раньше, охватывая периоды от схода снегов до начала посевной и представляя собой группу разных обрядов и гуляний, а проводится одномоментно – когда окончился сев, но, еще не начался покос. И его значение с точки зрения сохранения культуры татарских, башкирских и других народов переоценить поистине сложно.
Традиции и особенности празднования в старину
В старину сабантуй служил собирательным понятием для ряда ритуалов и празднеств, сопровождавших весенне-аграрные работы. Но, у некоторых народностей он и тогда проводился разово – например, у юго-западных и западных этносов его могли отмечать непосредственно до каргатуя, а у восточных как раз после него.
Конкретной даты никто никогда не предусматривал – все случалось спонтанно, когда у крестьян выдавался свободный от работ день. Мало того, чуть ли не в каждом районе, а то и селе, существовали свои собственные аутентичные традиции, с ним связанные.
Все обряды, что логично, носили какое-то свое определенное сакральное значение. Например, бытовало верование, что для ритуальной дэрэ/карга боткасы (подобия каши) продукты надо было собирать по домам соседей, чтобы урожай был богатым. А дети, отправленные по тому же маршруту за крашеными яйцами – символом плодородия и мироустройства в целом, — обязательно принесут в дом достаток и богатство.
Вообще же считалось, что чем шумнее и веселее пройдет праздник, тем больше урожая удастся впоследствии снять с земли.
Сабантуй сегодня
На всей территории того же Татарстана, в последние десятилетия постепенно сформировался четкий порядок проведения Сабантуя, чем-то, по правде говоря, напоминающий порядок проведения отчетности о работах…
Вначале он гремит по отдельных селам и фермерским хозяйствам, затем плавно перекочевывает на улицы районных центров, потом – в крупные города, в частности и в Казань.
Кроме того он обрел хоть плавающую, но четко регламентированную дату: суббота – на местах, воскресенье – в райцентрах и больших муниципалитетах (либо через неделю – тут уж как решат).
На какую именно дату припадет празднование в 2019 году? Ответ на этот вопрос никто дать пока не сумеет. Ведь, несмотря на то, что в последнее время традиции этого торжества «заразили» Россию не только на уровне этнических республик, в которых издревле почитался Сабантуй, но и даже на федеральном, а также столичном, и подготовка к нему теперь отличается массовостью и размахом, решение о конкретном расписании принимается буквально за пару месяцев до непосредственного начала.
Правда, интересно, что как раз насчет 2020-года все очень даже известно, но, только для территории Татарстана: праздник решили приурочить к столетию создания ТАССР, поэтому дата, скорее всего, будет каким-то ближайшим воскресеньем к 27 мая.
В отношении же традиций, к сожалению, сейчас очень многие исконные ритуалы и обряды забылись, поэтому современный Сабантуй мало напоминает то, что было привычно предкам современных татар и башкир.
[ads_middle_center2]
Более того, в последнее время в Башкирии он и вовсе все больше выходит из моды, так как климатическая обстановка там уже много лет делает работу на земле крайне неблагодарной и тяжелой, поэтому вся республика потихоньку уходит от аграрной направленности экономики.
В других же областях России и по всему миру, где проживают общины этих народностей, постепенно программа праздника становится более-менее унифицированной для всех. И сейчас она, в основном, состоит из таких этапов, как сбор подарков, майдан и молодежные игрища вечерами.
Самый главный, конечно, момент – это сбор подарков. Для него юноши седлают лучших коней и с песнями объезжают все селение, жители которого одаривают их платками, полотенцами, отрезами ткани и прочим.
Все это крепится к уздечке лошади, причем, чем богаче она оказывается украшенной к концу ритуала, тем более популярным становится конкретный парень на деревне. Часто его в итоге награждают баранов, а то и более весомым материальным призом.
Вообще же подарки в Сабантуй – это непременный атрибут праздника: за ними ходят в гости, и отправляются сами, чтобы вручить всем, кого надлежит ублажить. Например, обязательно молодая сноха преподносит свекрови вышитый рушник или рубашку.
Следующим же важным этапом становятся сборища на майдане, где и проходит основная часть торжества: выпиваются не раздаренные и не обменянные на другие подарки яйца в шуточных соревнованиях селян, проводят концерт, поздравляют местных жителей чиновники, а потом начинаются традиционные молодецкие игрища с призами победителям.
В последних участвуют борцы корэш, желающие состязаются в подъеме штанги, гири, в беге с разными смешными дополнениями вроде ведер с водой, связанными и т.п. Также, по обыкновению, соревнуются певцы и танцоры, а народные умельцы ставят палатки, где занимаются ремеслами напоказ и на продажу, все угощаются сладостями и другой едой, пьют чай.
Майдан очень красиво стараются украсить к этому событию, а поздним вечером на нем или в местном клубе, а то и по старинке – на краю села, на лугу, — молодежь собирается на свои игры.
Празднования на федеральном и планетарном уровне
Самые масштабные торжества проходят, конечно же, в Казани, а именно на майдане Березового леса. Туда ежегодно съезжаются к этому событию представители международных организаций и других стран, там звучат официальные приветствия уполномоченных лиц, а потом свои таланты показывают на концерте все регионы.
Здесь соревнования в силе и воинском умении принимают масштабный оборот, призы варьируются от грамот до автомобилей, а в самом конце все смотрят обязательный грандиозный салют.
Но, и московское отмечание Сабантуя обычно старается не уступать казанскому в веселье и размахе. Как правило, все мероприятия концентрируются в Коломенском музее-заповеднике, где в 2019-м они будут проходить уже в восьмой раз.
По слухам, ожидается и сцена для концертных выступлений, официальной части, а также награждений участников, и ярмарка, будет и место для народных гуляний. Не исключено, что даже проведут шлюпную регату.
Кроме этих двух городов еще с 2001 года введена традиция «кочующего» Сабантуя, который каждый год объявляется праздником федерального значения в том или ином городе. В 2018-м, например, его принимали Чебоксары, правда, о том, кто это будет в 2019-м, пока решения не принималось.
Также по инициативе татарской общины каждый год выбирается одно село для проведения Всероссийского сельского сабантуя с целью возрождения и сохранения древних традиций его празднования, а в Европе, начиная с 2014 года, тоже в разных странах стало добрым обычаем проводить свой его аналог. Так, например, в 2017-м его принимал Париж.
Видео
[mom_video type=»youtube» id=»agpr8lWVz78″ width=»610″ height=»350″]